ФАРХАД ИЛЬЯСОВ | публикации |
Главная | Книги | Статьи | Контакты |
Ильясов Ф. Н. Словарь социальных исследований. М.: ИЦ Орион. 2016.
Iliassov F. N. Dictionary of social research. Moscow, IC Orion. 2016.
|
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Э
Ю
Я
|
|
В
Валидность измерения (англ. validity): 1. Валидным является измерение, при котором исследователь использует адекватный инструмент измерения и измеряет именно то свойство объекта, которое он хотел измерить. 2. Свойство инструмента измерения (шкалы, вопроса) измерять именно то свойство объекта, которое планировал измерить исследователь. Свойство вопроса обеспечивать получение именно той информации, которую планирует получить исследователь. 3. Феномен одинакового понимания смысла вопроса респондентом и исследователем. Валидность конвергентная – способность шкалы, измеряющей определенное психическое, социальное свойство, давать сходные с другими шкалами результаты, измеряющие это же свойство. Вера – разновидность установки, совокупность представлений и переживаний (эмоций, чувств) индивида, отражающих его убежденность в истинности тех или предположений, не основанных на знании, но формирующих его готовность реализовывать определенные виды поведения. Вера религиозная – вера в существование сверхъестественного. См. также: Религия. Вера бытовая: 1. Вера, формируемая обычаями, социальными нормами, обыденной жизнью, стереотипами. Сюда можно отнести суеверия, веру в магов, колдунов, гадалок, и т.п. 2. Вера религиозная, почерпнутая из быта, основанная на фрагментарном, несистемном знании учений и обрядов различных религий. 3. Вера религиозная, не основанная на глубоких религиозных чувствах, проявляющаяся в формальном, не регулярном выполнении некоторых обрядов. 4. Синоним понятия «доверие». Верификация – установление истинности высказывания (суждения, гипотезы, теории). Виктимология – отрасль науки, изучающая поведение жертв преступлений в его связи с поведением преступников, деятельностью правоохранительных органов, других социальных институтов. Поведение считается виктимным, когда потенциальная жертва своим поведением, внешностью усиливает, вызывает у потенциальных преступников желание совершить преступление. Вина - устойчивое, иногда навязчивое чувство самоосуждения и самобичевания индивида, связанное с ощущением нарушения им социальных норм или несоответствия нормам (неисполнения своего долга, причинение вреда и т.д.). Чувство вины возникает на основе чувство Стыда (см.), если индивид начинает длительное время концентрировать свое внимание на своих "неправильных" характеристиках, сожалеть об этом, осуждать себя за это. Чувство вины, в отличие от чувства стыда, более активно и продолжительно, потому как в его возникновении существенную роль играет не всегда осознаваемый и часто необоснованный страх наказания за проступки. Чувство вины может вызывать кризис самоидентификации индивида, деморализовать, дезорганизовывать, снижать активность поведения, направленного на изменение ситуации или адаптацию к ней. Скорее всего, чувство вины есть форма проявление нравственных чувств (групповых рефлексов), иногда- форма субдоминантного поведения. В последнем случае возникает феномен греха. (тест на чувство вины) Власть - способность оказывать желаемое влияние на поведение людей, придавать их поведению определённую направленность. Возраст социальный – характеристика, отражающая: 1. меру усвоения индивидом типичных социально-возрастных ролей, 2. усвоение соответствующих социальных ценностей и норм поведения, 3) социально-возрастную самоидентификацию индивида. Социальный возраст измеряется социально-возрастными категориями типа: ребенок, подросток, родитель, патриарх. Нормативность определяется статистической связью усвоенных норм и ролей с определенными возрастными группами. Каждой социально-возрастной категории присваивается определенная совокупность усвоенных социальных норм и принятых социально-возрастных ролей. Если представить социальный возраст в виде шкалы, то делениями шкалы выступят социально-возрастные категории (ребенок, родитель и т. д.), а индикаторами отнесения к делениям шкалы – совокупность усвоенных социальных норм и усвоенная, принятая респондентом социально-возрастная роль. Волонтерство, добровольчество: вид благотворительности (см.) - добровольная и безвозмездная деятельность по оказанию помощи нуждающимся людям, либо осуществление общественно полезной деятельности. Волонтерство осуществляется в виде индивидуальных действий, деятельности общественных организаций (НКО) и волонтерства корпоративного (см.). Волонтерство профессиональное – деятельность по оказанию помощи нуждающимся людям, реализация общественно полезных работ, осуществляемая за материальное вознаграждение. Волонтерство, добровольчество корпоративное (организационное, фирменное) – добровольная, безвозмездная деятельность работников организации по оказанию помощи нуждающимся в этом лицам, а также деятельность на благо общества, реализуемая в рамках благотворительных мероприятий, социальных проектов, осуществляемых организацией. Корпоративное волонтерство реализуется в рамках концепции (миссии) корпоративной социальной ответственности, реализуемой организацией. Отчетность ряда корпораций содержит разделы по финансовому, экологическому и социальному направлениям. Исследователями отмечается, что более успешные компании более активно вовлекают работников в корпоративное волонтерство (на основании чего иногда делается не вполне корректной вывод о влиянии волонтерства на производительность труда в организациях). Воля – способность субъекта создавать иерархизированную систему ценностей и прикладывать усилия для достижения ценностей более высокого порядка, пренебрегая ценностями низкого порядка. Время группы – относительная величина, отражающая меру перехода группы от факта ее возникновения до факта ее исчезновения. В качестве таких групп могут рассматриваться: толпа; политические, религиозные и этнические группы; государство и т.п. Время объекта – относительная величина, отражающая меру перехода объекта от факта начала к факту конца его существования, показывающая, какую часть своего потенциала существования объект израсходовал на момент наблюдения. Говоря иначе, время объекта – это его (относительный) возраст. Время социальное – это время такого специфического объекта как группа. Вторичные половые признаки - все внешне фиксируемые свойства раздельнополых особей, которые включают и стимулируют механизмы брачного (полового) поведения. Выборка - часть генеральной совокупности, отобранная для первичных измерений. Выборка методом снежного кома (англ. snowball sampling) – метод формирования выборки, процесс отбора начинается с малой, произвольной группы, члены которой исследователю известны либо доступны для первичного контакта. Затем выборка увеличивается за счет все новых знакомых. Используется в тех случаях, когда высок уровень отказов, исследуемая группа малодоступна, численность ее точно неизвестна, при исследовании высоко и низко-статусных групп, например: состоятельных людей, директоров крупных компаний, проституток, нелегальных мигрантов, наркоманов и т.д. Высока вероятность того, что выборка методом снежного кома окажется не репрезентативной. Выборка, направляемая респондентом, ВНР (англ. respondent-driven sample, RDS) - модификация Выборки методом снежного кома (см.). Предполагается, что используемые правила отбора позволяют повысить репрезентативность выборки. Это предположение пока нельзя считать доказанным. Предлагаемые критерии отбора могут расцениваться как дискуссионные. Выборка репрезентативная - часть генеральной совокупности, отобранная для первичных измерений и правильно отражающая исследуемые характеристики генеральной совокупности. Выборка "само-отбор" (англ. self-selection sampling) – участие в опросе респондентов по собственной инициативе, в ответ на предложение принять участие в онлайн опросе, размещенное на определенных сайтах. Выборка случайная (англ. Random Sample) – метод формирования выборки, при котором каждая из единиц генеральной совокупности имеет равные шансы попасть в выборку. Выборка стихийная, произвольная - отбор "первого попавшегося" респондента, номера телефона и т.д., либо по "эмоциональному основанию". Выборка удобная (англ. convenience sampling) – это виды выборок, в которых отбор осуществляется в генеральных совокупностях, формируемых респондентами. Выборка эмпирическая - различные совокупности алгоритмов рандомного (случайного) и стихийного, произвольного отбора, которые, как ожидается исследователем, обеспечивают репрезентативность.
|
|
Наверх |
На главную
|