ФАРХАД ИЛЬЯСОВ | публикации |
Главная | Книги | Статьи | Контакты |
Ильясов Ф. Н. Словарь социальных исследований. М.: ИЦ Орион. 2016.
Iliassov F. N. Dictionary of social research. Moscow, IC Orion. 2016.
|
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Э
Ю
Я
|
|
М
Маркетинг - это основанная на изучении рынка система ценового, товарного и информационного воздействия на него, с целью увеличения эффективности деятельности фирмы. Маркетинг, в части исследования потребителей, является разделом социологии. Маркетинг политический - это основанная на изучении избирателей система «личностного» («создание» и выдвижение кандидатов), «программного» (разработка программных, идеологических и др. документов) и информационного (реклама, паблик рилейшнз) воздействия на избирателей с целью получения, удержания и усиления власти. Маркетинг политического лидера - это основанная на изучении избирателей система оптимизации значимых характеристик кандидата (внешность, манеры, публичное поведение, программы) и информационного воздействия на целевую аудиторию, с целью получения максимального числа голосов для данного лидера Маркетинг товара - это основанная на изучении рынка система ценового и информационного воздействия на него, направленная на увеличение сбыта данного товара. Маркетинговые исследования потребителей – это социологические исследования, проводимые в маркетинговых целях, т.е. с целью разработки концепта новой товарной марки, упаковки, продукта, и их продвижения в целевых группах. Марксизм – концепция общественного устройства, согласно которой властные и материальные ресурсы должны распределяться как можно более равномерно между всеми членами общества. Наиболее полно марксистский концепт реализован в западных, демократических странах. Марочное имя - читаемая часть товарной марки, название, фонема. Марочный знак - нечитаемая часть товарной марки, графема, рисунок. Масса: в социальных науках – большая группа. Массовое общество – социум, в котором преобладает массовое поведение, т.е. сходное поведение большого числа индивидов. Массовое поведение – сходное поведение большого числа индивидов. Массовое сознание – совокупность сходных знаний, представлений, ценностей, свойственная определенной большой группе. Мат, матерщина, матерная брань: форма инвективного, бранного поведения – экспрессивных вербальных коммуникаций, отражающих иерархический (доминантный, агрессивный) или консолидирующий типы поведения. В случае иерархического, агрессивного поведения мат имеет целью поднять статус матерящегося и понизить статус того, в адрес которого матерятся (путем унижения, запугивания и т.д.). Кроме того, инвективное поведение, как и агрессивное поведение вообще, может уменьшать психологическое напряжение, обеспечивать психологическое облегчение (катарсис). В случае консолидирующего поведения, мат используется для социально-групповой идентификации общающихся, их консолидации, формирования доверительных отношений. Литература по теме: - Фархал Ильясов. Разрушение идентичности нации начинается с разрушения языка. LIVEJOURNAL
Матриархат (от греч. mater – мать, arche - власть): тип сообщества с властным, материальным и социально-психологическим, личностным доминированием женщин. Межразрядные коэффициенты - показывают во сколько раз оплата определённого разряда выше оплаты первого, минимального разряда. Месть - отсроченная агрессия, в психологическом смысле - это процесс освобождения от накопленного страха, в моральном - «торжество справедливости». Освобождение от накопленного страха – наиболее важная, востребованная и желанная эмоция. Именно поэтому месть сопровождается такими острыми, высокоценными, позитивно окрашенными эмоциональными переживаниями. Методы измерения ассоциаций – выделяются три метода: 1. Метод свободных ассоциаций – в этом случае используется вопрос следующего типа: «С чем или кем у вас ассоциируется этот предмет (стимул)?» 2. Метод направленных ассоциаций – используется вопрос типа: «С каким фруктом у вас ассоциируется этот стимул?», «С каким сказочным персонажем ассоциируется у вас этот человек?» 3. Метод контролируемых ассоциаций – здесь используется конструкция вопроса типа: «В какой мере этот стимул у вас ассоциируется с яблоком?» Методы измерения ассоциаций обладают высокой надежностью, повторяемостью результата. Методы социологического исследования – специфических методов социологического исследования не существует, под этим выражением понимают: 1. Методы измерения, сбора социологической информации. 2. Методы анализа полученной информации. 3. Различные социальные концепции и модели. См. Исследование социологическое. Миграция населения: 1. Любое территориальное перемещение. 2. Перемещение людей на иную территорию (страну, регион, населенный пункт) с целью постоянного проживания. 3. Временные перемещения, в том числе и повторяющиеся, см. Маятниковая миграция. Миграция маятниковая – регулярное, постоянно повторяющееся временное, возвратное территориальное перемещение. Например, на работу вахтовым методом, на работу в другой населенный пункт и т.д. Миф – в широком смысле, это любая информация, которая приобретает в определенной группе статус мифа, то есть имеет ценностное, сакральное, консолидирующее и т.п. значение. Мифом может быть не проверенная, не подтверждённая информация, в течение некоторого времени популярная в определённой группе и воспринимаемая ею как истинная, достоверность которой группа не может или не хочет проверять. Мнительность - склонность человека подозревать и тяжело переживать о том, что поведение окружающих, события и обстоятельства жизни будто бы имеют для него отрицательный смысл, направлены против него, наносят ему ущерб Мобилизация группы – это процесс актуализации представлений, идеологий и настроений, активизации действий ее членов, направленных на сохранение, увеличение ресурсов группы. Мобильность детская самостоятельная (англ. children's independent mobility) - это все виды перемещений, передвижений детей вне дома без сопровождения взрослых. Выделяются следующие факторы, влияющие на активность самостоятельной детской мобильности: Исследователи отмечают снижение самостоятельной детской мобильности в развитых странах, а также ее более низкий уровень в крупных городах в сравнении маленькими населенными пунктами. Мобильность профессиональная – см. Профессиональная мобильность Мобильность социальная (англ. social mobility) – изменение субъектом своего положение в социальной структуре, включая ее территориальный аспект. Восходящая или нисходящая мобильность это перемещение по вертикальной шкале дифференциации общества. Горизонтальная мобильность – изменение своего положения в социальной структуре без изменения своего положения на вертикальной шкале (например, перемещение из одного региона в другой, смена места работы без изменения зарплаты). Мобильность трудовая, мобильность рабочей силы (англ. labor mobility) – см. Трудовая мобильность Мода – это сформированная определенной группой потребителей новая норма, предписывающая потребление определенного товара в данный момент времени. (Ильясова С.Ф.) Модель социальная: 1. Схематическое, концептуальное описание (воспроизведение, имитирование, иллюстрация) социального объекта, процесса, отражающее исследуемые параметры функционирования объекта, процесса. Функциями модели может быть предсказание, объяснение, иллюстрация. 2. Синоним понятия: «концепция социума» (капиталистическая, социалистическая и т.п. модель). Монохронные и полихронные культуры – в теории Эдварда Холла различия в сообществах, обусловленные характером преобладающего восприятия времени. Его концепт может быть истолкован следующим образом. Монохронность есть ориентация членов сообщества на одно «объективное» астрономическое время, привязка своего поведения к одному эталону длительности («секунде»). Полихронность это ориентация на «субъективное» социальное время, то есть привязка своего поведения к длительностям нескольких эталонных социальных и социально-значимых процессов. Мораль - это совокупность норм социального поведения, присущая индивиду или группе. Мотив — это ресурс, стремление получить который побуждает субъекта к действию. Мотивация - процесс, составленный двумя элементами: 1. превращения стимула в мотив, (возникновения мотива); 2. поведения под влиянием мотива. Мотивация трудовая, мотивы труда – поведение субъекта, направленное на сохранение или умножение своих ресурсов посредством трудового поведения. (вариант шкалы онлайн) Мотивировка поведения - есть попытка рационального объяснения человеком собственного, в том числе иррационального (рефлекторного), бессознательного по своей изначальной природе, поведения. Мотивы поведения, деятельности — это ресурсы, блага (власть, деньги, комфорт и т.д.), стремление получить или сохранить которые обусловливает поведение субъекта. Иначе говоря, мотив — это ресурс, детерминирующий определённое поведение субъекта. Мотивы религиозного поведения – поведение субъекта, направленное на сохранение или умножение своих ресурсов посредством религиозного поведения. Стремление получить помощь от высших сил в обретении определенных морально-психологических, материальных, социальных ресурсов, благ. В частности, желание получения, повышения психологического комфорта, в том числе посредством снятия (уменьшение) страха смерти и болезни (своей и близких), уменьшения или снятия чувства личной греховности, уменьшения чувства тревожности, испытания «чувства благодати», и т.п. Желание повысить социальный статус, получить социальное одобрение референтной группы, увеличить свое благосостояние и проч. Мы-группа (we-group) – группа, к которой относит себя некая совокупность лиц. Мы-группа противопоставляется они-группе. Мышление - это обработка информации субъектом (т.е. объектом, обладающим сознанием).
|
|
Наверх |
На главную
|