ФАРХАД ИЛЬЯСОВ | публикации |
Главная | Книги | Статьи | Контакты |
Ильясов Ф. Н. Словарь социальных исследований. М.: ИЦ Орион. 2016.
Iliassov F. N. Dictionary of social research. Moscow, IC Orion. 2016.
|
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Э
Ю
Я
|
|
К
Карьерное информирование и обучение (англ.: career guidance and orientation) – включает в себя информирование о возможностях карьеры в рамках определенной профессии, консультирование по вопросам карьеры, профессиональное обучение. Карьерное информирование осуществляется семьей, школой, рефератными группами, специальными публикациями, произведениями искусства, СМИ, социальными Сетями, организациями общего и профессионального образования. Карьерное информирование является ведущим фактором в процессе Профессиональной ориентации личности (см.). "Качественное исследование" - исследование, основанное на использовании слабо формализованных методов сбора информации и на не репрезентативной выборке. Это понятие можно трактовать как профессиональное арго, т.к. оно не имеет «качественной» специфики. В полноформатном социологическом исследовании это первый этап сбора эмпирической информации, на основе чего создается инструментарий массового опроса. Само исследование не может подразделяться на «качественное» или «количественное», т.к. собственно исследовательской специфике у них нет – объект и предмет исследования, методы сбора информации у них общие. Судя по всему выражения «качественное, количественное исследования» пришло в академические круги из маркетинга, где они было придуманы для более эффективной продажи такого рода работ как самостоятельных, отдельных продуктов. Активное приятие этого понятия в академической социологии было, вероятно, обусловлено теоретическим кризисом в социологии, попыткой компенсировать это экстенсивным ростом. Квалификация – совокупность знаний, умений и опыта, необходимых для выполнения определенной работы. Квэстофобия (от лат. quaestio — вопрос.) – страх отвечать на вопросы. Термин введен Ф. Н. Ильясовым, который обнаружил и впервые описал этот феномен в статье: Ильясов Ф. Н. Квэстофобия как форма социогенной патологии // Социологический журнал. 1995. №1. С. 89-91. Скачать PDF на сайте журнала: https://www.journal-socjournal.ru/index.php/socjour/article/view/141/154 Квотное задание – сформулированное для конкретного интервьюера на основе параметров выборки, задание опросить конкретное число лиц с определенными свойствами, признаками. Это может быть, например, число женщин и число мужчин заданного возраста. Кейс-стади (англ. case study): 1. В социальных исследованиях: а) изучение нерепрезентативного фрагмента реальности; б) апробация метода измерения, концепта исследования. 2. Метод обучения, основанный на рассмотрении, анализе частного случая, конкретного примера. Классы социальные: 1. В марксизме это группы, выделяемые по основанию отношения к собственности на средства производства: а) владельцы частных компаний («буржуазия»), б) лица наемного труда («пролетариат»). 2. Синоим слова "страты". В 1941 г. Дж. Бёрнхем ввел понятие «Революция менеджеров», оно обозначало массовый переход управления бизнесом к лицам намного труда, топ менеджерам, которые становились совладельцами фирмы – владельцами ее акций. Это приводит к необходимости использовать более тонкую вертикальную дифференциацию групп и более актуальным становится деление на страты (см.) – группы, различающиеся доходом (богатством), властью и другими «вертикально разделяющими» свойствами, вне зависимости от отношения к собственности. Понятие «класс» начинает использоваться как синонимом понятия «страта». Популярным становится выражение «средний класс» (см.), которое имеет различные истолкования. Коллектив – тип группы реальной (см.), существующей в рамках некоторой формальной организации. Конечный объект измерения (в отличие от первичного) – в отдельном социологическом исследовании это специфическая группа – выборка или генеральная совокупность. Конфликт – ситуация, в которой поведение двух и более субъектов (индивидов или групп) ориентировано на перераспределение имеющихся или предполагаемых ресурсов, при этом представления сторон конфликта о том, как будут перераспределены ресурсы, противоречат друг другу. Корпоративная культура – совокупность доминирующих формальных и неформальных норм, регулирующих поведение членов трудовой организации. К ним относятся нормы, регулирующие системы управления корпорацией, стимулирования труда, трудовое и личное поведение, технологический уровень, условия и организацию труда, корпоративные и публичные коммуникации. Указанные нормы складываются как стихийно, так и в результате их формирования через системы управления организацией. С точки зрения целей организации сложившаяся корпоративная культура может быть эффективной и не эффективной. Корпоративное волонтерство, добровольчество - см. Волонтерство, добровольчество корпоративное Креативное общество – концепт, согласно которому ведущим фактором в социально-экономическом развитии современного общества становится «креативный класс, создающий новые формы». К этому «творческому классу» относят представителей умственного труда, проявляющих творческий подход в своей работе. На самом деле развитие обществ всегда происходило за счет творческих личностей, создающих новое. По сути, концепт креативного общества отражает: 1. факт изменения структуры производства и занятости – снижение доли и роли физического труда и увеличение доли и роли умственного труда; б) процесс урбанизации. Предполагается, что «творческий класс», как специфическая группа, имеет свои специфические особенности поведения, нуждается в особой организации социальной, городской среды и места работы. Культура (анг. culture): 1. В самом широком смысле – всё, что создано людьми (включая нормативы поведения) и в той или иной форме может передаваться другим людям. 2. Уровень развития общества, синоним слова «цивилизованность». 3. Уровень профессионального, образовательного, морального развития отдельного индивида. 4. Нормативы поведения определенной группы, в т.ч. организации. Культура корпоративная – обычно это понятие относят к трудовым организациям, см.: Корпоративная культура. Культура организации - совокупность доминирующих формальных и неформальных норм, регулирующих поведение членов организации, группы. Культурный капитал (cultural capital), точнее «культурный потенциал», по Пьеру Бурдьё – это совокупность: знаний, образования, квалификаций, усвоенной господствующей культуры, в том числе речевой, позволяющих личности достигнуть определенного статуса, власти. Бурдье также выделял следующие виды потенциалов (капиталов): социальный, символический, экономический. См. также: Человеческий капитал.
|
|
Наверх |
На главную
|