Главная Книги Статьи Контакты
 

 

 

Ильясов Ф. Н. Словарь социальных исследований. М.: ИЦ Орион. 2016.

 

Iliassov F. N. Dictionary of social research. Moscow, IC Orion. 2016.

 

 
    А     Б     В     Г     Д     Е     Ж     З     И     К     Л     М     Н     О     П     Р     С     Т     У     Ф     Х     Ц     Ч     Ш     Э     Ю     Я  

 

 

 

С

 

Сакральное – святое, священное; объект или идеология, обладающие для субъекта (индивида или группы) высшей ценностью, являющие предметом поклонения, глубокого уважения.

Самоидентификация – выделяются следующие виды:
1. Психологическая, субъектная («экзистенциальная») – это процесс отождествления себя с самим собой; выделение себя из мира природы; понимание, чувствование факта своего существования; переживание собственной само-идентичности и своего отличия от иных объектов; восприятие своего «Я» как своей сущности.
2. Поло-видовая («этологическая») самоидентификация – процесс отождествления себя с определенным биологическим видом и полом.
3. Личная, личностная, персональная («социально-психологическая») самоидентификация есть процесс восприятия, переживания своих личных характеристик, своего отличия от других людей.
4. Социальная, групповая («социологическая») самоидентификация есть процесс отождествления себя с определенной группой, восприятие себя ее членом. Сюда относится восприятие себя членом культурной, цивилизационной, профессиональной, доходно-потребительской, этнической, религиозной группой, гражданином определенной страны и т.д.
Самоидентификация является непрерывным, подвижным процессом, в результате чего самоидентификация субъекта может изменяться. В связи с возросшей динамичностью социальных процессов и уваливающейся социальной дифференциацией, самоидентификация может приобретать размытый, фрагментированный и менее устойчивый характер.

Самоидентификация групповая – процесс отождествления себя с определенной группой, восприятие себя ее членом. Вероятно, процессы групповой самоидентификации основаны на врожденных программах поведения, имеют своей основой социальные рефлексы (инстинкты), на которые «накладываются» формальные идентификаторы группы – антропологические признаки, статус, культура, которые могут усваиваться субъектом в процессе социализации.

Свобода:
1. В широком смысле – возможность совершать ничем не ограниченные действия.
2. В контексте социума – возможность совершать действия, ограниченные моральными и/или правовыми нормами сообщества.
3. Свобода как либеральная идеология, либерализм (англ. liberalism) – возможность экономической и политической конкуренции субъектов (индивидов или групп) в сообществе, при соблюдении установленных законом гражданских прав и свобод.
4. См. также: Свобода воли.

Свобода воли – выбор субъектом одного варианта из нескольких равноценных, в этом смысле равновозможных, т.е. это своеобразный генератор случайных чисел. Если выбор производится не из равноценных вариантов, то такое поведение детерминировано. Феномен непредсказуемой (случайной) реализации одного варианта из нескольких равнозначных (равновероятных) и делает невозможным лапласовский детерминизм. 

Сегментирование – разделение рынка определённого товара на определённые части (сегменты), по различным основаниям: потребительские характеристики товара, социально-демографические и иные характеристики потребителей, размер цены и т.д. 

Сегментирование ценовое – построение группировки цен на определённый товар в соответствии с предполагаемым разделением на сорта товара.

Сексизм (англ. sexism) – демонстрация пренебрежения, приписывание надуманных негативных качеств и недостатков иному полу, навязывание подчиненного положения иному полу, дискриминации по половому признаку (см.). Защитная поведенческая реакция, вызванная страхом дефицита ресурсов, обусловленного впечатлением, что представители иного пола более успешны в деятельности по получению, приумножению своих ресурсов. Свойственен лицам с пониженной конкурентоспособностью, т.е. является признаком субдоминантности.

Сексист – человек, склонный к сексизму (см.).

Сексуальность – сексуальные свойства и параметры полового поведения: а) сексуальная привлекательность; б) сексуальная активность; в) сексуальная чувственность; г) опытность в сексуальной сфере.

Семейное поведение – действия, связанные с участием индивида в семейной жизни, сюда входят брачно-супружеское (см.), репродуктивное (см.) поведение, выполнение определенных семейных ролей и функций.

Семья - в статистике традиционно определялась на основании объективных критериев как совместно приживающая группа лиц, объединенная родством или свойством, ведущая общее хозяйство. Субъективный критерий – групповая самоидентификация, т.е. восприятие себя членом конкретной семьи. В последнее время традиционная семья отчасти трансформируется. Суррогатное материнство, экстракорпоральное оплодотворение, приемные дети, нетрадиционное партнерство супругов – все это приводят к частичному замещению родства свойством, даже между родителями и детьми. Кроме того, люди, идентифицирующие себя как одна семья, могут проживать отдельно и даже с раздельным ведением хозяйства (раздельными бюджетами). Увеличивается доля юридически не оформляемых браков – сожительство. Меняется традиционное распределение ролей мужчины и женщины в семье, в частности отцы в большей мере занимаются детьми. Отчасти меняются социальные роли и статус детей в семье. Пересматривается принятое ранее нормативное соотношение возрастов брачующихся. Однако эмоционально-рефлекторной основой семьи продолжают оставаться родительские, сыновьи-дочерние и групповые рефлексы (чувство родителя, чувство сына-дочери, чувство принадлежности к данной специфической группе «семья»). Можно полагать, что в понимании того, что есть семья, увеличивается роль такого фактора как семейно-групповая самоидентификация ее членов.

Семья нуклеарная (nuclear family) – совместно проживающие родители и дети, т.е. два поколения, в том числе один из родителей с ребенком.

Семья расширенная – совместно проживающие три и более поколений лиц, объединенных родством или свойством.

Семья супружеская, партнерская – супруги, проживающие без детей и родителей. В последнее время отмечается увеличение доли супружеских семей. Отчасти это обусловлено тем, что в такой семье происходит переход от репродуктивной к оргастической, гедонистической мотивации, получению психологического комфорта.

Система – совокупность объектов, выбранная (созданная) наблюдателем для исследования. Объекты могут независимо изменяться, находиться в отношениях влияние-изменение или взаимовлияния.

Случайная выборка (англ. Random Sample) – метод формирования выборки, при котором каждая из единиц генеральной совокупности имеет равные шансы попасть в выборку.

Случайное событие:
1. Событие, которое может произойти с определенной вероятностью.
2. Непредсказуемое наступление одного события из двух или более равновозможных.
3. Выбор субъектом одного варианта из двух или более равноценных, равнозначных для него. Если субъект выбирает предпочтительный вариант - его поведение детерминировано. См.: Воля.
4. Событие, происходящее вследствие непредсказуемого или мало предсказуемого пересечения, совпадения двух или более независимых детерминаций (причинно-следственных линий, цепочек).
5. В обыденном понимании: а) непредвиденное, неожиданное, непредсказуемое событие; б) беспричинное, не детерминированное событие.
Случайные события в значениях (2) и (3) делают невозможным лапласовский детерминизм.

Совесть - это переживания индивида, связанные с соблюдением /не соблюдением им усвоенных, интернализованных социальных норм. Эти переживания возникают вследствие конфликта, противоречия между личными интересами индивида и общественными, групповыми интересами.

Это конфликт между «я» и «мы», переживания, связанные с пониманием того, что следует выполнять социальные нормы и конфликтующими с этими нормами индивидуальными интересами, желаниями.

Сознание - подсистема психики, посредством которой осуществляется процесс само-восприятия субъекта, отражающий его субъективный и объективный мир. Основой сознания является совокупность Я-идентифицирующих воспоминаний. В качестве основного признака сознания принимается наличие у субъекта ощущения-представления "Я".

Солидарность социальная, групповая – разновидность групповой установки (см.), составлена из готовности: а) нести ответственность за поведение других членов группы, б) расходовать свои ресурсы в интересах группы, помогать членам группы, в) участвовать в достижении целей группы.

Социализация – процесс включения индивида в систему общественных отношений. Представляет собой совокупность следующих процессов: а) интернализация социальных норм; б) усвоение социальных функций; в) вхождение в определенную социальную группу и выполнение социальных функций. См. также Интернет-социализация.

Социализация виды – виды социализации можно …выделять по типам поведения социальных групп. Например, половое поведение - половая социализация, политическое поведение – политическая социализация.

Социализация политическая – процесс включения индивида в систему властных отношений и структур. Этот процесс имеет следующие составляющие:
1) интернализация социальных норм, регулирующих властные отношения;
2) социально-политическая ориентация, первичное запечатление (импринтинг) образа вождя;
3) выбор «своей» социальной группы и политической позиции;
4) вхождение в «свою» социально-политическую группу;
5) усвоение определённых политических функций, реализация политического поведения.

Социализация половая – процесс включения индивида в систему сексуально-брачных отношений. Она состоит из следующих элементов: поло-видовая идентификация полового партнёра, половая самоидентификация, социально-половой импринтинг, усвоение норм поло-репродуктивного поведения, выбор социально-половой роли, формирование образа партнёра в результате социально-половой ориентации, выбор партнёра, процесс сексуально-брачных отношений.

Социализация религиозная – процесс включения индивида в систему религиозного поведения: 1. усвоение содержания религиозной идеологии и мифологии определенной религиозной группы; 2. возникновение и усиление религиозных чувств; 3. реализация религиозного поведения, исполнение обрядов.

Социализация трудовая – процесс включения индивида в систему общественного разделения труда.

Социализм – одна из двух основных политических идеологий (см.), концепт распределения властных и материальных ресурсов. Левый (коммунистический, социалистический) концепт есть идея равномерного распределения между всеми членами сообщества:
1.) властных  ресурсов (демократия),
2) материальных ресурсов («социальное государство»).
В так называемых "социалистических странах" реализовывался левацкий концепт, подавление основы социализма – демократии, диктаторская, авторитарная узурпация власти лицом, или группой лиц, при стремлении к равномерному распределению материальных ресурсов.

Социальная адаптация – проявление способности субъекта, индивида или группы, получать определенный объем социально обусловленных ресурсов в условиях некоторого сообщества.
Под социальной адаптацией также может пониматься процесс приспособления субъекта (индивида или группы) к изменяющимся или новым, в том числе природным, обстоятельствам при помощи социальных средств.
Социальная адаптация индивида может состоять как из процессов «механического» приспособления к принимающей группе, так и из полного или частичного вхождения в нее посредством процесса ре-социализации: ориентации в структуре группы, понимании особенностей взаимоотношений в ней, узнавания и принятия, усвоения ее норм и ценностей, языка, культуры, и т.д.
Низкая социальная адаптация обозначает малый объем получаемых ресурсов. Объективные показатели успешности социальной адаптации: доход и должностной, властный статус, престижность занимаемой социальной позиции, восприятие субъекта членами принимающей группы как одного из своих членов. Субъективные показатели успешности адаптации: степень восприятия себя членом принимающей группы, оценка привлекательности этой группы, желание – нежелание сменить принимающую группу, и т.п. Лица с низкой социальной адаптацией склоны поддерживать идеи перераспределения ресурсов.

Социальная дистанция: 1. Объективная – различия в положении субъектов (индивидов или групп) на шкалах вертикальной дифференциации общества по показателям типа: доход, власть, престиж.
2. Субъективная – мера готовности-неготовности субъекта (индивида или группы) к позитивному взаимодействию, контактам с представителями другой группы в различных социальных сферах и обстоятельствах. Наиболее известным инструментом для измерения субъективной социальной дистанции является шкала Богардуса.

Социальная жизнь – процесс реализации индивидом социальных связей, контактов, взаимодействия (в том заочного, онлайн), выполнения им социальных ролей.

Социальная категория – это совокупность лиц, не реализующая группового поведения, но в описании которой используется единая социальная характеристика (пол, возраст, образование, профессия, доход, брачный статус и т.д.). Подобные совокупности лиц также иногда описываются понятиями номинальной, статистической, условной группы. 

Социальная мобильность (англ. social mobility) – изменение субъектом своего положение в социальной структуре, включая ее территориальный аспект. Восходящая или нисходящая мобильность это перемещение по вертикальной шкале дифференциации общества. Горизонтальная мобильность – изменение своего положения в социальной структуре без изменения своего положения на вертикальной шкале (например, перемещение из одного региона в другой, смена места работы без изменения зарплаты).
Социальная мобильность зависит не только от активности отдельного индивида, но и от объективных изменений социальной структуры, происходящих вследствие развития средств производства и изменения производственной структуры, структуры рабочих мест. Социальная мобильность, происходящая вследствие изменений структуры рабочих мест, называется структурной, неструктурная мобильность - не связанная с изменениями социальной структуры.  См. также Трудовая мобильность.

Социальная норма - та часть общественного сознания, содержащая предписания и запреты для определённых форм поведения, которая интернализуется некоторой социальной группой или совокупностью групп, обществом в целом.

Можно выделить следующие ситуации влияния и усвоения социальных норм: 1) Влияние преобладающих в сообществе социальных норм создает феномен социально желательных ответов на вопросы. 2) Трансляция норм, генерируемых доминирующей группой, – приводит к повышению доли социальной желательных (для этой группы) ответов. 3) Трансляция норм, генерируемых доминирующей группой и сопровождающая репрессиями, – приводит с интернализации транслируемых норм.

Социальная норма детности - детерминированное общественным бытием состояние общественного сознания, в той его части, которая содержит предписания (стандарты) касающиеся императивного количества детей и их пола.  

Социальная психология – наука, изучающая поведения малых групп и поведение, общение индивидов в малых группах.

Социальная реклама - реклама идей общественного характера, предположительно оказывающая положительное воздействие на морально-психологическое, социальное, политическое и экономическое состояние и поведение членов социума. В социальной рекламе можно выделить следующие основные взаимосвязанные темы (направления):
1. Борьба с пороками и опасностями, предотвращение катастроф или нежелательных последствий;
2. Декларация, пропаганда благих целей, ценностей и определенного образа жизни;
3. Призывы к созиданию;
4. Социальная психотерапия.

Социальная роль: 1. Совокупность и социальная значимость функций реализуемых субъектом (индивидом или группой). 2. Особенности поведения, предписанные субъекту, ожидаемые от субъекта, обладающего определенным социальным статусом. 3. Значимость влияния некоторого фактора на жизнь людей.

Социальная сеть:

1) Метафора, синоним понятий Группа реальная или номинальная (см.), – совокупность индивидов, взаимодействующих на основе определенных консолидирующих отношений (профессиональных, родственных, деловых, политических, общности интересов, и т.д.), целью взаимодействия является получение, сохранение и увеличение материальных и моральных (социальных, психологических, физиологических) благ, ресурсов.

Даже в том случае, когда индивид выступает от лица некой группы, организации (страны, бизнес структуры, и т д.), он все равно участвует во взаимодействии как физическое лицо.

Понятие социальной сети, группы, строго говоря, не связано с интернетом. Интернет это одна из возможных форм коммуникаций членов группы. Интернет группы, виртуальные группы (виртуальные социальные сети) – одна их форм групп («социальных сетей»).

Социальные сети, группы, могут классифицироваться по величине реальных (или потенциальных) благ, получаемых членами этих групп. Потенциал группы, позволяющий члену группы получать блага, ресурсы, посредством участия в группе, иногда называют Социальным капиталом группы (см.).

По сути понятие «Группа» заменяется выражением «Социальная сеть» из соображений научной моды и в маркетинговых целях. Объектом исследования по-прежнему является группа, предметом исследования остаются особенности поведения группы.

[О моде в социологии см., например: Гофман А. Б. О модах в современной теоретической социологии // Социологические исследования. 2013. №10. С. 21-28.] 

2) Сайт \онлайн-платформа\ для общения, знакомств (сокр. соцсеть). Может также использоваться в профессиональных, образовательных, просветительских, благотворительных, политических, рекламных, пропагандистских и т.п. целях.

Социальная смерть – метафорическое понятие, означающее ситуацию, когда индивид утратил, прекратил все социальные контакты и взаимодействия, перестал вести Социальную жизнь (см). В общем случае под смертью понимается отсутствие признаков жизни, потому социальная смерть это – отсутствие признаков социальной жизни. В соответствии с приведенным пониманием эмпирическими индикаторами процесса социальной смерти могут быть уменьшение у индивида количества и длительности социальных контактов.
Социальная смерть может рассматриваться в следующем ряду: психологическая смерть (или смерть сознания, смерь мозга), биологическая смерть (или физиологическая смерть, смерь тела).

Социальная справедливость: 1. Оценка субъектом (индивидом или группой) соответствия существующих правил и практик распределения ресурсов его представлениям и настроениям. Если в качестве субъекта оценки выступает отдельный индивид, то речь идёт о распределении ресурсов внутри группы, если субъект группа – о распределении ресурсов между группами, внутри некоторого сообщества. 2. Имеющиеся у субъекта представления, концепты справедливого распределения ресурсов, благ.

Социальное поведение – поведение, реализуемое в рамках того или иного типа взаимодействия индивидов.

Социальное пространство: 1. Та или иная концепция, модель пространства социальной структуры, расположение групп и индивидов в ней. 2. Совокупность наблюдаемых и подразумеваемых групп в контексте процессов взаимодействия между ними. 3. Физическое, географическое пространство в контексте расположенности в них социальных объектов, групп. 4. Социальная сфера, сфера социальной деятельности.

Социальные институты: 1. Учреждения (см.) и реальные группы (см.), организующие жизнедеятельность индивидов в определенных сферах. 2. Номинальные группы, как правило, являющиеся составной частью учреждений и реальных групп. Например, в рамках института-учреждения "школа" может рассматриваться институт учителей (учительства), а в рамках института-группа "семья" может рассматриваться институт матери (материнства).
Социальные институты обладают различными свойствами, они могут:
а) иметь хорошее формальное обоснование, например, институт права;
б) быть неустойчивыми, например, толпа, очередь;
в) иметь размытые границы, например, институт моды;
г) быть относительно автономными, например, семья;
д) иметь антиобщественный характер, например, преступность; и т.д.

Социальные (моральные) эмоции – переживания, связанные с процессами социального взаимодействия и социального сравнения. К ним можно отнести такие переживания как гордость и стыд (смущение), альтруизм и зависть, вина и обида, эмпатия и равнодушие. Содержательно близким к понятию социальных эмоций является психологическое понятие эмоций самосознавания (self-conscious emotions).

Социальный возраст - характеристика, отражающая:
1) меру усвоения индивидом типичных социально-возрастных ролей;
2) социально-возрастную самоидентификацию индивида.
Социальный возраст измеряется социально-возрастными категориями типа: ребенок, подросток, родитель, патриарх и зависит от типа социума. Нормативность определяется статистической связью усвоенных норм и ролей с определенными возрастными группами. Каждой социально-возрастной категории присваивается определенная совокупность усвоенных социальных норм и принятых социально-возрастных ролей. Если представить социальный возраст в виде шкалы, то делениями шкалы выступят социально-возрастные категории (ребенок, родитель и т. д.), а индикаторами отнесения к делениям шкалы – совокупность усвоенных социальных норм и усвоенная, принятая респондентом социально-возрастная роль.

Социальный капитал (social capital):

1. Совокупность личных связей и отношений членов группы или отдельного индивида, из которых они могут извлекать выгоду, более эффективно достигать свои цели. Социальный капитал задается такими факторами как репутация, доверие (см.), эмоциональный интеллект (см.) и т.д.

2. Некие параметры внутригрупповых отношений, позволяющих группе, сообществу, более эффективно функционировать.

3. Потенциал развития, конкурентоспособности сообщества за счет эффективного социального взаимодействия и управления. Это понимание проистекает от фундаментального для социологии понятия группового отбора,  введенного Чарльзом Дарвином.  

Социальный прогресс – процесс, сопровождающийся: 1. увеличением производительности труда; 2) увеличением страт на шкале вертикальной дифференциации общества, сокращением социального расстояния между ними; 3) увеличением количество лиц и структур, участвующий в распределении и перераспределении ресурсов; 4) уменьшением дифференциации доходов.

Социолингвистика – отрасль, изучающая связь вербального и социального поведения. См., например: Мат.

Социология – наука, изучающая поведение групп, занимающих определенное место в социальной структуре, либо реализующих социально-типичное поведение.

Социология благотворительности (филантропии) и волонтерства (добровольчества) – отрасль социологии, изучающая благотворительное, волонтерское, в том числе корпоративное волонтерское поведение.

Социология медиков изучает трудовое поведение лиц, профессионально связанных с медициной и здравоохранением (врачи, фармакологи, аптекари, производители медицинского оборудования).

Социология медицины изучает особенности поведения и взаимодействия двух взаимосвязанных групп: 1. пациенты, 2. медики (медицинские работники, фармакологи, аптекари, производители медицинского оборудования). Таким образом, социология медицины составлена двумя отраслями: социология пациентов и социология медиков.

Социология пациентов изучает поведение, направленное на профилактику и лечение болезней, а также удовлетворенность различными медицинскими услугами и лечебными препаратами, поведение пациентов как потребителей услуг и препаратов.

Социология пищевого поведения (социология еды /пищи, социология питания, социология меню) – изучает особенности выбора продуктов, приготовления, потребления пищи различными доходными, этническими, возрастными, половыми и иными группами.

Социология профессий – подотрасль социологии труда, исследует процессы:
- профессиональной (трудовой) социализации, выбора и получения профессии,
- профессиональной деятельности,
- становления и изменения профессиональной структуры,
- изменения профессий (профессиональной мобильности),
- повышения Квалификации (как вид вертикальной мобильности).
См.: Профессия.

Социология работы и трудоустройства (занятости) (англ.: Sociology of work and employment) – синоним Социологии труда (см.).

Социология смерти - отрасль, изучающая поведение больших групп людей, связанное с феноменом смерти.

Социология труда (индустриальная социология, социология промышленности, социология работы и занятости) – отрасль, изучающая трудовое поведение, т.е. поведение, направленное на опережающее удовлетворение потребностей (см.: Труд). Изучает собственно трудовое поведение и социализацию трудовую (см.). Включает в себя социологию профессий, социологию трудовых организаций, исследование трудовых отношений. Имеет общее предметное поле с экономической социологий, анализом рынка труда.

Сплоченность групповая (классовая), - по определению В. И. Ульянова, - единство членов группы (класса) в достижении общих целей.  

Спойлер политический (англ.: Spoiler - человек или вещь, которая портит что-то) – кандидат или партия, созданные для того, чтобы отобрать на выборах голоса у конкурента, используя для этого сходство в идеологи или иное сходство.

Справедливость социальная: 1. Имеющиеся у субъекта (индивида или группы) представления, концепты справедливого распределения ресурсов, благ. 2. Оценка субъектом справедливости распределения ресурсов, благ.

Средний класс (англ. middle class):
1. Группа, занимающая среднее положение на шкале доходов на одного члена семьи. Подобная оценка может производиться в пределах одной страны, также в качестве эталона может приниматься размер среднего душевого дохода в развитых странах. 2. Оценочное суждение: группа, получающая доход, обеспечивающий «хороший» уровень потребления. 3. Лица, относящие себя к среднему классу. 4. Индикатором принадлежности к среднему классу могут считаться престижность труда, способа получения дохода. 5. Группа, занимающаяся умственным трудом.

Отнесение индивида к среднему классу-страте, характеристика этой страты, как правило, носят субъективный характер и зависят от воззрений исследователя.

Стимульный дифференциал (СТД) – запатентованное в РФ изобретение, способ измерения активности влияния рекламного стимула на потребителей (метод тестирования рекламных обращений, товарных упаковок, тары, товарных знаков).

Статус социальный – положение индивида, группы, на шкалах вертикальной и горизонтальной дифференциации общества.

Стокгольмский синдром – частный случай Субдоминантного поведения (см.).

Страта: 1. Социальный слой, группа, занимающая определенное место на шкале вертикальной дифференциации общества. 2. Синоним слова "класс" (см.).

Стратификация социальная –– процесс и результат разделения индивидов на страты (группы, слои) на шкалах вертикальной дифференциации общества по критерию величины имеющихся у них ресурсов, благ. Основными дифференцирующими ресурсами считаются власть, деньги (богатство) и престиж (уважение, популярность). При стратификации по разным основаниям один и тот же индивид или группа могут быть отнесены к разным стратам.
Связанными со стратификацией являются свойства индивидов, дающие им возможность более эффективно увеличивать свои ресурсы это, в частности, уровень образования и квалификации, происхождение (принадлежности родителей к определенной страте).
Стратифицированными, то есть занимающими разные позиции на шкале вертикальной дифференциации, могут быть отдельные социально-демографические группы, выделяемые, например: по полу (гендеру), возрасту, этнической принадлежности, профессии.

Популярна следующая градация страт-классов: 1) высший-верхний, 2) высший-нижний, 3) средний-верхний, 4) средний-средний, 5) средний-нижний 6) нижний-верхний, 7) нижний-нижний.
Отнесение индивида к тому или иному классу-страте, характеристики классов, как правило, носят субъективный характер и зависят от воззрений исследователя.

Страх – эмоциональные и поведенческие реакции, вызванные угрозой (реальной или мнимой) потерять или не приумножить ресурсы». Страх – мощный катализатор интернализации групповых норм. Вероятно, любая деятельность может рассматриваться как деятельность по упреждению страха. Например, потребление еды – это процесс «освобождения от страха голодной смерти.

Стыд - это ощущение, переживание, чувство неловкости, позорности, испытываемое индивидом перед окружающими, обществом, за несоответствие социальным нормам своих характеристик (поведения, внешности, статуса и т.п.) либо характеристик других людей, по отношению к которым у индивида есть чувство общности. Чувство стыда может актуализировать психологическую, личностную, социальную самоидентификацию индивида, мобилизовать его на изменение ситуации, либо на адаптацию к ней. Чувство стыда превращается в чувство Вины (см.), если индивид начинает длительное время концентрировать свое внимание на своих "неправильных" характеристиках, сожалеть об этом, осуждать себя за это.

Субгруппа (англ. subgroup) – совокупность индивидов, выделяемая по тем или иным основаниям внутри определенного сообщества и обладающая своей специфической Субкультурой (см.). Субгруппы формируются по следующим основаниям:

– потребление одинаковых товаров – одежда, марка транспорта, музыка, спортивные зрелища, кино, и т.д.;

– определенное место в социальной структуре – низкий, высокий, особый социальный статус;

– идеология (в т.ч. религиозная);

– одинаковые психологические переживания и установки: одиночество, чайлдфри, склонность к суициду, и т.п.;

– здоровый или иной образ жизни, в том числе девиантный.

Увеличение числа субгрупп обусловлено увеличением социальной дифференциации современных обществ и формированием более отчетливых различий между обособляемыми группами. Выделение группы молодежь обусловлена увеличением продолжительности жизни, больше дифференциацией возрастных функций…

Причинами возникновения субгрупп являются:

а) низкий уровень социализации по отношению к «большому социуму», вытекающая из этого нереализованность групповых рефлексов – желание иметь более акцентированный, особый, уникальный групповой статус, групповые коммуникации, групповую идентичность; актуализация рефлексов подражания, подчинения, следования за группой;

б) самореализация, само-актуализация, желание быть уникальным или оригинальным, желание повысить свой статус, и т.д.

Субдоминантное поведение – феномен иерархического, «подчиненного» поведения субъекта (индивида или группы). Психологической основой является генетически заданный страх перед доминантом, который формируется постоянными репрессиями доминанта, а также усугубляется страхом перед угрозами (реальными или мнимыми) вражеского нападения, дефицита ресурсов (социальных, психологических, физиологических), в т.ч. страх смерти и страданий. Ведущий мотив субдоминантного поведения – инстинктивное стремление умилостивить доминанта.

Субдоминантное поведение характеризуется следующими признаками:

– Безоговорочное подчинение доминанту.

– Неадекватное восхищение доминантом, обоготворение его.

– Вера в правоту субдоминанта, его непогрешимость и святость.

– Необоримое, активное желание угождать доминанту.

– Ощущение своей греховности по отношению к доминанту.

– Приятия как должного и обоснованного права доминанта на насилие по отношению к субдоминанту.

– Стремление защищать интересы доминанта, при этом ставить интересы доминанта выше своих личных, в т.ч. в экстремальных формах – жертвовать своей жизнью ради доминанта, страх перед доминантом сильнее, чем страх перед собственной смертьи.

Частным случаем субдоминантного поведения является «стокгольмский синдром».

Частным случаем субдоминантного поведения является "Стокгольмский синдром" (см.).

Субкультура (англ. subculture) – совокупность ценностей и норм поведения свойственная Субгруппе (см.).

Субъект – любая система, функционирование которой детерминировано ресурсным поведением (см.). В психологии в качестве субъекта выступает отдельный индивид, в социологии – группа.

Счастье - термин имеет различные истолкования:
1. Эмоциональное состояние - максимально интенсивное, «предельное» переживание чувства радости.
2. Оценка субъектом степени своей адаптированности к существующей жизненной ситуации, определяется как максимально высокая удовлетворенность жизнью (см.).
3. Оценка субъектом степени соответствия своей жизненной ситуации своим же представлениям о счастье.
4. Максимальное соответствие социальной норме, социальным нормативам благополучия, сложившимся в определенном сообществе, достижение которых характеризуется как счастье.
5. Оценка высокого уровня, качества жизни, количества имеющихся благ, ресурсов. 
6. Высокая степень удачливости, везения.

 

 

 

 

 

 

Наверх  

 

На главную 

 

 
Рейтинг@Mail.ru