Rus Eng |
Социальные исследования | Journal of Social Research |
сетевой научный журнал |
О ЖУРНАЛЕ | АРХИВ | АВТОРАМ | КОНТАКТЫ |
|
Социальные исследования. 2018. №2.
СОДЕРЖАНИЕ
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
Филипова А. Г., Высоцкая А. В. Образовательное неравенство в школе: от интерпретации понятия к детерминирующим факторам. С. 1-17. В статье приведены три подхода к рассмотрению образовательного неравенства: а) неравенство стартовых образовательных возможностей, б) неравенство условий образовательного процесса, б) неравенство образовательных результатов. Анализ сопровождается зарубежными или российскими исследовательскими кейсами. Обозначены четыре фактора образовательного неравенства: 1) сам ребенок (его индивидуальные особенности), 2) его семья (экономический и социальный капитал), 3) школа (материально-техническая обеспеченность, уровень преподавания, дисциплинарный климат), 4) регион проживания (уровень развития объектов социальной инфраструктуры, наличие и престижность образовательных учреждений среднего профессионального и высшего образования).
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Ильясова С. Ф. Измерение конкурентности рынка по индикатору равномерности распределения долей рынка. С. 18-26. В статье обосновывается использование индикатора равномерности распределения долей рынка между фирмами для измерения уровня монопольности \ конкурентности рынка, описывается опыт использования этого показателя. В качестве дополнительного индикатора конкурентности рынка предлагается использовать показатель геометрической прогрессии, позволяющий построить кривую геометрической прогрессии, приближенно описывающую эмпирическое распределение долей рынка между конкурирующими фирмами.
Шапиро М. Г. Схема процесса экономической социализации. С. 27-35. На основании общего понимания социализации, в качестве исходного, в настоящей статье принимается определение экономической социологии как отрасли, исследующей поведение больших групп, связанное с получением и использованием денег и иных активов, сюда входят финансовое, сберегательное, потребительское и иные подобные виды поведения. Приводится определение экономической социализации как процесса включения индивида в систему экономического поведения в рамках определенной экономической (доходно-потребительской) группы. Описываются этапы экономической социализации от первых посещений магазина ребенком, до экономического поведения пенсионеров. Описываются основные стадии процесса экономической социализации от доходно-ценовой ориентации до реализации различных видов экономического поведения.
СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ, НАУКОМЕТРИЯ
Ильясов Ф. Н. Отрасли социологии – популярность в интернете и число публикаций. С. 36-44. В статье анализируются распределения по отраслям социологии: а) числа запросов в поиск Яндекса; б) числа публикаций, находящихся в Научной электронной библиотеке (eLibrary.ru). Рассматривались такие показатели как степень равномерности распределения запросов и публикаций по отраслям социологии, а также степень сходства интереса к отраслям социологии в интернет и количества публикаций. Коэффициент равномерности распределения числа запросов в Яндекс по отраслям социологии составил 67%. Коэффициент равномерности распределения числа публикаций по отраслям социологии составил 87%. То есть у авторов статей интерес к разным отраслям социологии распределен более равномерно, чем у пользователей интернета. Коэффициент совпадения (корреляция) частоты запросов в Яндекс по отраслям социологии и частоты публикаций составил 77%, т.е. интересы пользователей интернета и авторов статей схожи в существенной степени.
ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
Nguyen Thi Giang Huong. Current situation of ethnic human resources in Vietnam. P. 45-58. Download PDF (на английском языке) В настоящее время высококачественные человеческие ресурсы считаются важным фактором, определяющим социально-экономическое развитие. За последние годы Вьетнам добился определенных успехов в социально-экономическом развитии. Однако социально-экономическое развитие Вьетнама все еще нестабильно и неравномерно среди регионов страны. На основе анализа статистических данных в данной статье оценивается реальное положение человеческих ресурсов в районах проживания этнических меньшинств (ЭМ) во Вьетнаме, уделяется особое внимание размеру и структуре человеческих ресурсов (возраст, пол, профессия); качеству человеческих ресурсов этнических меньшинств (образование, техническая специализация, физическое здоровье). Исходя из этого, в статье указываются проблемы, которые необходимо решить c целью преодоления ограничений человеческих ресурсов для социально-экономического развития районов этнических меньшинств – районов с большим количеством этнических меньшинств, стабильно проживающих в общинах, на территории Социалистической Республики Вьетнам. Ключевые слова: этнические меньшинства; ЭМ; качество человеческих ресурсов; районы этнических меньшинств.
|
|
Журнал «Социальные исследования»
|