ФАРХАД ИЛЬЯСОВ | ПУБЛИКАЦИИ |
|
Главная Книги Статьи |
6.3. Работа групп поддержки и агитаторов
Роза Халишева рассказала, что 15 апреля 1996 г. вместе с другими матерями приехала в Чечню, чтобы вызволить из плена своего сына. Ответственные лица (выполнявшие, судя по всему, роль групп поддержки Б. Ельцина) сказали ей: «Рано вы приехали. Возвращайтесь домой, проголосуйте там за Ельцина, тогда он сделает жест доброй воли - вернёт ваших сыновей» [1 ]. Из приведённого примера видно, что к работе групп поддержки и агитаторов следует относиться очень осторожно. Примеры раздачи «агитаторами» колбасы, водки и других «подарков» широко освещались в СМИ. Справедливости ради необходимо отметить, что в 1992 – 1995 гг. раздача водки могла давать положительный результат во время региональных избирательных кампаний. Однако в последнее -190- Рис. 17. Функциональная схема предвыборного штаба -191- время эта процедура и им подобные приносят гораздо больше неприятностей, чем пользы. Организация эффективной работы агитаторов представляет собой очень сложную проблему. Распространённая практика использования агитаторов малопродуктивна в силу ряда причин. Во-первых, для работы агитаторами должны отбираться лица, прошедшие тестирование по критериям: 1) высокая коммуникабельность; 2) способность к эмпатии (эмоциональной отзывчивости человека на переживания другого); 3) низкая агрессивность. Если эти качества выражены недостаточно, то эффективная работа в качестве агитатора маловероятна. Этими свойствами обладают только около 10% людей, однако в качестве агитаторов используются все добровольцы, выразившие готовность заработать. Во-вторых, природной коммуникабельности и способности эмоционально заражать, убеждать недостаточно для квалифицированного выполнения функции агитатора. На практике, люди, нанятые агитаторами, в лучшем случае проходят простой инструктаж, в то время как обязательно проведение специального психотренинга, осуществляемого высококвалифицированным специалистом. Более того, проведённый тренинг обеспечивает высокую работоспособность агитатора только на несколько дней (4-6), после чего необходимо проведение дополнительного восстанавливающего психотренинга. Эти условия, как правило, не выполняются, зря тратятся средства и не оправдываются ожидания. В этой связи интересно рассказать об опыте одной избирательной кампании. В ней в качестве основного метода было -192 решено использовать тотальную (100% многоразовый охват) обработку квартир избирателей агитаторами. Планировалось, что каждый агитатор будет несколько раз посещать закреплённую за ним квартиру с разным наглядно-агитационным материалом, вести пропагандистские беседы и результаты каждой из них заносить в специальный бланк. Однако агитаторы быстро уставали (большинство на третий-четвёртый день), психически «ломались» и переставали вести работу так, как она задумывалась. Они приносили заполненные бланки, получали зарплату, но работы не выполняли. Кампания закончилась полным провалом. Организация работы агитаторов часто кажется очень простым, сугубо административным делом, не требующим специальных знаний и особой подготовки. Именно вследствие этого в подавляющем большинстве предвыборных кампаний этот вид работ оказывается очень низко эффективным. Поэтому при использовании такого инструмента воздействия как агитаторы настоятельно рекомендуется строго выполнять изложенные выше рекомендации. Особый случай - наличие у партии (или кандидата) активных идейных сторонников. Их эмоциональная включённость в ситуацию выборов и вера в идеалы обладают большим потенциалом психологического заражения и убеждения. Привлечение специалистов к организации их работы также способно резко увеличить их коэффициент полезного действия. -193-
1 . Документальный фильм «Прокляты и забыты», режиссёры Сергей Говорухин, Инна Ванеева. 1997 г. (эфир телеканала «Культура» 5 декабря 1998 г.).
|