К оглавлению книги  

 

5.4. Использование сувениров

 
Контрпропагандистский анекдот 1970 года:

* * *

Выпуск и продажа сувениров с эмблемой партии и портретом вождя выполняют сразу две полезные функции. С одной стороны, это форма сбора средств, с другой - пропаганда и агитация. Продукция эта может реализовываться во время съездов, собраний, митингов и демонстраций.

Каждый сувенир, предлагаемый на продажу, должен содержать символику партии (портрет лидера), быть не очень дорогим и из числа тех, что всегда бывают у человека под рукой. Покупая эти предметы, люди проявляют интерес и закрепляют свою симпатию к кандидату (партии).

В одном из пособий по политическому маркетингу предлагается следующий примерный перечень предметов-сувениров с символикой партии [ 1]:

- шариковые ручки

- зажигалки

- значки

- пепельницы

-171-

- открывалки для бутылок

- игральные карты

- блокноты для записей

- кошельки

- галстуки

- шарфы

- майки, футболки

- портфели

- надувные шары

- зонты

- брелоки

- полиэтиленовые сумки, пакеты.

Р. Ф. Ромашкина предлагает к этому списку добавить заколки для волос и шейные платки.

Кроме того, в практике политического маркетинга используется выпуск спиртных напитков с этикеткой, содержащей портрет и имя вождя. Например, водки: «В. Жириновский», «Туркменбаши», «В. Брынцалов».

Горбачёву «посвящались» куклы и матрёшки, но они, скорее, оказывали контпропагандистское воздействие.

В Туркмении продавались туалетная вода «Туркменбаши» с портретом президента С. А. Ниязова, а также ковры ручной выделки, ручные и настенные часы с его портретом.

Осенью 1999 г. в РФ в продаже появились фуражки под названием «Кепи-лужковка».

Качественно исполненные «пропагандистские» сувениры улучшают имидж политика, создают благоприятное впечатление о партии и придают позитивный фон предвыборной кампании.

 

1. Политический маркетинг. Практические советы. Перевод с франц. Москва: Фонд Жана Жореса — Издательство «Прогресс — Академия», 1993. С. 20.

 

 

 
 
 
Рейтинг@Mail.ru