ФАРХАД ИЛЬЯСОВ | ПУБЛИКАЦИИ |
|
Главная Книги Статьи |
ГЛАВА II КАК У ИЗБИРАТЕЛЯ ФОРМИРУЕТСЯ ОБРАЗ ВОЖДЯ
2.1. Политическая социализация
В самом общем виде социализация описывается как процесс включения индивида в систему общественных отношений [1 ]. Исходя из этого, политическую социализацию можно определить как процесс включения индивида в систему властных отношений и структур. Этот процесс имеет следующие составляющие: 1) интернализация социальных норм, регулирующих властные отношения; 2) социально-политическая ориентация, первичное запечатление (импринтинг) образа вождя; 3) выбор «своей» социальной группы и политической позиции; 4) вхождение в «свою» социально-политическую группу; 5) усвоение определённых политических функций, реализация политического поведения. Схематически процесс политической социализации отражён на рис. 3. Коротко рассмотрим каждый из его этапов. -32- Рис. 3. СХЕМА ПРОЦЕССА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Родившись, индивид ещё не выполняет никаких активных политических функций, а только начинает усваивать социальные нормы в рамках тех или иных общественных институтов (семья, школа и др.). Поэтому первый этап политической социализации - интернализация (интерриоризация, усвоение) социально-политических норм, то есть норм, регулирующих властные отношения, обосновывающих существующую организацию и структуру власти, принципы распределения благ. На втором этапе происходит понимание индивидом своего предписанного статуса. Поскольку ребёнок ещё не занимает определённого места в социально-политической структуре общества, то представление о ней он приобретает не непосредственно (то есть не через соприкосновение с политической практикой), а опосредованно - через осмысление и оценку социально-политической позиции родителей и остального окружения. -33- Более или менее целостное, системное усвоение социально-политических норм завершается формированием социально-политической ориентации - то есть пониманием социально-политической структуры общества и «определением своего места в социальном пространстве» [2 ]. В это же время происходит первичное запечатление (импринтинг) образа вождя. Воздействующими стимулами здесь служат воспринимаемые нормы внешности лидера и иерархического поведения, модели доминантного - субдоминантного поведения окружающих людей (прежде всего родителей), сказки, художественная литература, история, кино и т. д. На третьем этапе политической социализации у индивида формируется установка на вхождение в определённую социально-политическую группу. Он совершает свой первый поведенческий акт в качестве политизированной личности - выбирает социально-политическую группу, в которую хочет войти. На следующем этапе индивид совершает определённые действия, направленные на вхождение в выбранную социально-политическую группу (получение соответствующего образования, профессии, дохода и др.). Войдя в желаемую социально-политическую группу, индивид начинает усваивать определённые политические функции и реализовывать соответствующие виды политического поведения. Политическое поведение - это действия, связанные с получением (удержанием, увеличением) и использованием власти[3 ]. По формам политического поведения население можно разделить на следующие группы: 1) пассивное - не проявляющее себя ни в каком политическом поведении (иногда до 65-70% от общего числа населения и более); -34- 2) низкоактивное - «толпа» [4 ], субъекты участвующие только в выборах (до 80-90% населения, а иногда и более); 3) средней активности - рядовые участники партийного движения (сюда же можно отнести лиц, периодически участвующих в таких политических действиях, как митинги, шествия, демонстрации, пикеты и др.), - до 10-15% населения; 4) высокоактивное – лидеры [ 5] (1-4% населения). Разделение населения на указанные группы в некоторой мере условно, в том смысле, что в реальности границы групп размыты и часть людей находится между ними. Особенно большая доля приходится на лица, находящиеся между пассивным и малоактивным населением. По тому, как выделенные формы политического поведения распространены в том или ином социуме, мы можем построить соответствующую типологию обществ (вернее, состояний обществ). В качестве исходной примем гипотетическую «эталонную» модель общества, в которой население распределено по формам политического поведения следующим образом: 1) пассивные (не участвуют в голосовании) - 34% 2) низкоактивные (участвуют в голосовании) - 66% -35- 3) члены партий - 12% 4) лидеры - 4% [6 ]. Это распределение близко к специфическому (латентному) типу нормального распределения [ 7], поэтому будем называть его нормальным и квалифицируем как активное состояние общества. Рис. 4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО ФОРМАМ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И ТИПЫ СОСТОЯНИЙ ОБЩЕСТВА
-36- Исходя из сказанного, мы можем по критерию активности политического поведения населения выделить (см. рис. 4) четыре типа состояния общества: 1) активное (доля пассивных меньше низкоактивных); 2) ; маргинальное состояние (доли пассивных и низкоактивных одинаковы); 3) апатичное состояние общества (доля пассивных больше, чем низкоактивных); 4) трансовое состояние [8 ] (доля низкоактивных приближается к 100%, а доля пассивных, соответственно, приближается к нулю). После того как индивид усвоит основную часть социальных норм, сориентируется в социальном пространстве, выберет и войдёт в «свою» социально-политическую группу, начнёт реализовывать те или иные формы политического поведения, завершится интенсивный период социализации, к этому времени человек достигает, как правило, 23-25 лет [9 ]. Одним из основных показателей эффективности процесса политической социализации является удовлетворённость субъекта актуальной социально-политической ситуацией. Измерение этого показателя при исследовании предвыборной ситуации играет большую роль, так как от степени и характера удовлетворённости населения социально-поли- -37- тическои ситуацией зависят в значительной мере его электоральное поведение и особенности восприятия политической (пропагандистской) информации. -38- … 1. Более подробно см.: Ильясов Ф. Н. Удовлетворённость трудом. Ашхабад: Ылым, 1988. С. 28-35. 2. Филиппов Ф. Р. Социология образования. М.: Наука, 1980. С. 106. 3. Власть - это обладание определённым статусом (формальным или неформальным) в общественной иерархии и соответствующей способностью оказывать желаемое влияние на поведение людей, придавать их поведению определённую направленность. Собственно, обладание статусом и способность воздействовать - это две стороны одного феномена. Так как обладание статусом (формальным) даёт субъекту возможность воздействовать, а способность воздействовать даёт субъекту определённый (социально-психологический, социальный), как минимум, неформальный статус. Неформальный статус подразумевает обязательное наличие «врождённых», «при-родных» лидерских качеств. 4. «Толпа» (последователи, сторонники, субдоминанты, ведомые, подчинённые) - субъекты, у которых возникли ощущение, чувство, что власть данного лидера будет больше отвечать их интересам, нежели власть другого (либо отсутствие власти). Они отождествляют интересы вождя и свои, им кажется, что они, следуя за лидером (участвуя в голосовании), тем самым тоже получают немного власти, а затем у них станет больше благ (ресурсов). 5. Лидер, доминант - лицо, обладающее властью и/или активно стремящееся удержать и усилить её. 6. Общее число превышает 100%, потому что «партийцы» и лидеры также участвуют (или не участвуют) в голосовании, то есть одновременно входят в число пассивных или низкоактивных. 7. Более подробно об этом типе распределения см. раздел «Принципы формирования шкалы экономического статуса» в кн.: Ильясов Ф. Н. Статусная теория цены. С. 81-105. 8. Трансовое состояние группы (общества) возникает вследствие систематического и эффективного воздействия запугивающей информации (с элементами мистики и/или мифа) и репрессивных действий (реальных или символических). Оно характеризуется суженностью (догматизированностью) общественного (группового) сознания, состоянием повышенной социальной тревожности, высокой подчиняемостью субъекту запугивания. Для тяжёлых форм специфичны подавленность воли, низкая инициативность, заторможенность поведения, неадекватная коммуникация с внешней (по отношению к группе) средой, повышенная склонность к самоограничениям. Типичным является распространённость среди членов такой группы религиозно-сектантских и мистических настроений. Напомним, что в случае отдельного индивида трансовое состояние — это такое, например, которое предшествует гипнотическому. 9. Андреенкова Н. В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. М.: Наука, 1970. Вып. 3. С. 45.
|